Онлайн-журнал о шоу-бизнесе России, новости звезд, кино и телевидения

«Я во всех интервью буду говорить, какие у него прекрасные руки»

0

Александр Фокин о роли Льва Яшина, футболе в стиле Чарли Чаплина и готовности променять актёрство на профессиональный спорт.

В прокат выходит биографическая спортивная драма «Яшин. Вратарь моей мечты». В центре внимания самый известный вратарь в мире, обладатель «Золотого мяча», Лев Иванович Яшин. Фильм создавался несколько лет. Тщательная работа со сценарием — группа получила одобрение Валентины Тимофеевны Яшиной и заручилась поддержкой всей семьи футболиста. И немало времени ушло на то, чтобы найти артиста на главную роль. Продюсер ленты Олег Капанец подчёркивал: с такой легендарной фигурой, как Яшин, промашек быть не может. В итоге предпочёл всем звёздам российского кино молодого театрального актёра Александра Фокина. Для выпускника Щукинского училища «Яшин» стал дебютом в большом кино. Большая роль — большая ответственность. Он даже интервью во время съёмок не давал: волновался. Накануне премьеры, когда фильм уже готов, Александр Фокин ответил на все волнующие будущих зрителей вопросы.

Динамовский тренер Михаил Якушин (А. Гуськов) и Лев Яшин (А. Фокин)

Давайте сразу спрошу: вы сыграли роль самого известного вратаря в мире. Явно немало тренировались для этого. Готовы, если вдруг надоест сниматься в кино, встать на ворота какого-нибудь клуба?

АФ:  Тренировались, это правда. Мне сильно помог внук Льва Ивановича, Василий Фролов. И мы с ним ближе к финалу съёмок уже шутили, что после определённой тренировки я мог бы играть за ярославский «Шинник». Так что, ребята, когда есть свободное время, могу постоять в воротах.

А сами за кого болеете?

АФ: Динамовцам это может не понравиться, но в детстве у меня в комнате висел плакат «Спартака». Его нам подарили папины друзья. Хотя я лично очень любил миланский «Интер» — эта команда вызывала искренние чувства. А уже во время съемок, конечно, проникся симпатией к «Динамо». Познакомился с болельщиками, которые принимали участие в фильме. Так что, как откроется новый стадион, обязательно схожу на игру.

То есть не было какой-то неистовой любви к футболу, как, например, у вашего режиссёра, Василия Чигинского? Неужели можно без этого сниматься в фильме про футбол, играть такого великого вратаря?..

АФ: Актеру любить футбол изначально совершенно не обязательно, на мой взгляд. Он себе эту любовь придумает. Но в процессе работы и подготовки, конечно, я погрузился в материал настолько, что невозможно было остаться равнодушным. Вспомнил, как лет до 15-ти, как и все мальчишки, гонял мячик. Правда, больше любил побегать по полю, а не стоять на воротах. А теперь появилась возможность понять, чем дышат эти люди, вратари, что ими движет. Почему надо выходить, как Лев Иванович, на поле, падать, ломаться, нервно курить по пять пачек в день… Кроме того, у меня был замечательный опыт «живых» игр в процессе подготовки, когда ты мокрый уже только от напряжения. Я, к сожалению, уже давно смотрю на футбол другими глазами, а тут получилось увидеть его так, как это было в двенадцать лет.

А что важнее в такой роли: физически «снять» человека или угадать его характер? На что делали ставку, когда изучали материал?

АФ:  Самая главная проблема для меня была в том, что я левша, а Лев Яшин играл правой ногой. Труднее всего было правильно скоординироваться, когда выбиваешь мяч от ворот с правой ноги. Выходило некрасиво и неуклюже. Это, кстати, немножко видно в трейлере. Вася [Фролов] сильно помогал в этом. Он сам занимался профессионально футболом. И в сценах на воротах, когда снимали со спины, он был моим дублёром. Потому что пластику вратаря, особенно в прыжке, человеку неподготовленному воспроизвести очень сложно. Конечно, смотрел хронику, матчи. Хотя и постигнуть его личность было не так уж легко. Это же большая ответственность, такой человек известный, огромный, вы понимаете, в каком смысле, душевный, физический, реальный. Мне очень помогло знакомство с семьей, с Василием в частности. Все приятные, открытые люди. Складывается впечатление, что у такого человека, как Лев Иванович, и не могло быть другой семьи. Но больше всего помогли передачи, где Лев Иванович уже в возрасте, я подмечал, как он рассуждал, как он думал, какие у него прекрасные большие руки… Я говорю это этом в каждом интервью и буду говорить, потому что это первое, что бросается в глаза, когда ты на него смотришь, это его руки: натруженные, с длинными пальцами. Он этими руками похож и на пианиста, и на трудягу одновременно.

Вы сказали, что познакомились с семьей. Как вас оценила Валентина Тимофеевна Яшина? Важно было, чтобы она вас приняла?

АФ: Конечно, важно! Мы с ней выпили кофе ещё до начала съемок. Но лишь однажды. Очень элегантная, стильная и умная женщина. Настроена была доброжелательно. Мне показалось, она изначально выбрала линию поведения никому не мешать на съемочной площадке и не смущать группу. Но, кстати, она наложила некоторые ограничения. Я про то, что в некоторых эпизодах можно было сделать ярче и красивее с художественной точки зрения, но она хотела оставить все как в жизни.

Когда снимают спортивные драмы, все создатели подчёркивают: спорт — лишь обстоятельства, мы снимаем простую человеческую историю. Можно ли то же самое сказать про фильм «Яшин»?

АФ: Нельзя разделять Яшина-вратаря и Яшина-человека. Футбол был для него делом всей жизни, а вот что он за человек, знали немногие. Наша задача – рассказать о нем больше. Это человечище с таким характером, силой воли, огромным желанием работать. И при этом где-то немного ранимым. Мне очень импонировала эта роль. Посмотреть его глазами на то что было в его жизни. Очень ценный опыт.

К тому же это ещё и погружение в другую эпоху… В другой футбол. Ведь в 60-х и техника игры была другая, и скорости.

АФ: Современный футбол динамичный, быстрый, практичный. Футбол того времени более наивный, отчаянный, местами наотмашь. В футболе 50-60х есть свое обаяние. Если переходить в плоскость кино, то современный футбол — это Marvel, а футбол Яшина и его современников — это ранние фильмы Чарли Чаплина: на первый взгляд так просто, а оторваться не можешь. Но я вам расскажу, как мы снимали матч с Югославией. По-моему, мы прочувствовали всё, что чувствуют футболисты, и даже больше, потому что матч идёт полтора часа, а у нас было три ночных смены. Снимали в октябре. +2. Ночь. Дождь. Мы в трусах бегаем по полю. И это было прекрасное время. Грелись кофе, шутили, смеялись, в пятом часу утра, правда, было уже не до шуток. Но, видимо, какие-то живые эмоции мы из себя достали, и наши улыбки абсолютно искренние там.

А что касается самого времени? Советский Союз с его эстетикой и правилами.

АФ: Это удивительная эпоха. Другая. Испытать, что чувствовали люди в то время, невозможно. Можно только прожить. Послевоенное время, у людей появилось чувство правы и веры. Знают, что такое потери, но надеются на новую светлую жизнь без войны. Это народ с железной волей. И Лев Иванович — один из лучших примеров таких людей. Меня тут спрашивали, как бы я тремя словами его описал. Вот и получилось: улыбка, надёжность,гордость.

Но, по-вашему, этот фильм будет понятен современному зрителю? Или тому, кто не интересуется футболом.

АФ: Каждый найдет что-нибудь свое. Спортивный аспект очень важен, новаторство Яшина, игра вне вратарской площадки, видение поля. Кто-то обратит внимание на семейную составляющую. Прожить всю жизнь в браке с одной женщиной – в наши времена редко встретишь, чтобы люди настолько сильно любили друг друга, понимали. Для кого-то это будет фильм о преодолении трудностей. Как важно не пасовать. Всё-таки основное призвание театра, кино – делать людей лучше, побуждать к чему-то хорошему. Наш фильм точно это делает. И думаю, если предложат еще сыграть футболиста – не откажусь.

Загрузка...